Текст доклада Максима Игоревича Сигачёва на секции “Собор – средоточие русской мысли. К разработке новых программных документов ВРНС”

Солидаризм как выражение русского принципа соборности.

Для русской философской и религиозной мысли одной из самых фундаментальных является категория «соборности». Соборности близко по значению введенное Владимиром Соловьевым понятие «всеединство». Рассмотрим подробнее этимологию и значение данных терминов. «Соборность» происходит от глагола собирать, то есть быть вместе, сообща. Статья в Новой философской энциклопедии за авторством В.В. Лазарева определяет соборность как «свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви». Подчеркивается, что термин не имеет аналогов в других языках. В статье указывается, что, например, для славянофила Константина Аксакова выражением соборности служило «хоровое начало», где личность не подавлена, но только лишена эгоизма. Для Алексея Хомякова дух церковной соборности был одновременно и духом свободы, единство Церкви понималось им как согласие личных свобод. Во 2-й половине XIX века В. Соловьев на основе идеи соборности вырабатывает своё учение о всеединстве, согласно которому всё, что существует в мире, – едино. Соловьев при разработке своей концепции исходил из принципа единства во множестве и множества в единстве – именно этот принцип фактически является основным для всей русской философии. Русский философ Константин Леонтьев, говоря о православной цивилизации, выразил эту идею понятием «цветущая сложность». Здесь подразумевается, что цивилизация, представляя собой одно целое, одновременно с этим сохраняет внутрицивилизационный плюрализм. Наличие некоей общей идеи не отрицает внутрицивилизационного разнообразия и различий.

Если мы обратимся к политико-идеологическому уровню раскрытия идеи целостности и единства, то первой идеологией, которая приходит на ум в данном случае, является социализм и его более радикальная разновидность – коммунизм. Этимологически понятие социализм происходит от лат. socialis – общий, совместный, союзный. Этимология коммунизма также восходит к аналогичному по значению слову communis – общий, общепринятый. Мы видим, что идея единства здесь выражена отчетливо. Вместе с тем, социализм явно игнорирует принцип качественного разнообразия. В итоге получается, что принцип единства и целостности отрицает наличие качественных различий на уровне частей одного целого. Действительно, на примере исторического коммунизма и социализма можно показать, что социалистам удавалось достаточно эффективно восстанавливать единство и целостность общества, но ценой за это была утрата социального многообразия, качественных различий частей общественного организма. Устанавливалась монополия единой коммунистической идеологии, и всё, что выходило за её рамки, подлежало искоренению.

Однако на периферии социалистической мысли ещё в XIX в. зародилась идея солидаризма, которая, по нашему мнению, удачно соединяет в себе принципы единства и многообразия, целостности и качественных различий частей одного целого. Для более подробного рассмотрения этой концепции обратимся к статье Михаила Мошкина «Солидаризм. Исторические аспекты одной невостребованной идеологии». Автор пишет: «“Справедливость”, “общенациональное единство”, “социальная ответственность бизнеса” и т.п., – эти слова прочно закрепились в лексиконе всех политических сил… Но мировая политическая история знает пример учения, для которого вышеприведенные понятия были не гарниром к основному “мессиджу”, но смыслообразующей идеей. Речь идет о солидаризме». Этимология солидаризма восходит к французскому solidaire, что означает «действующий заодно». Мошкин критикует перевод понятия «солидаризм» с помощью слова «единомыслие» и указывает на его смысловую близость русской соборности. Таким образом, солидаризм – это реализация русской соборности в общественной сфере, это идея единства общества во всём его многообразии. Одним из основоположников солидаризма как идеологии социальной солидарности, означающей сотрудничество различных социальных групп, стал французский экономист Пьер Леру.

Другим основопложником солидаризма был французский юрист Леон Буржуа. Мошкин цитирует его в своей статье: «Справедливость не реализуется в обществе, члены которого не признают себя должниками общества… Идея социальной справедливости – равнодействующая двух сил, долго остававшихся чуждыми одна другой, а теперь сблизившихся и сочетающихся на более высокой степени эволюции. Эти силы – научный метод и нравственная идея».

Вклад в теорию солидаризма был внесён и русским анархистом Петром Кропоткиным, который писал о биологическом законе солидарности.

В XX в. самой известной организацией, исповедующей идеи солидаризма, стал Народно-трудовой союз российских солидаристов (НТС), который, к сожалению, после Второй мировой войны перешёл на откровенно проамериканские, прозападные и пролиберальные позиции, тем самым фактически предав декларируемую идеологию солидаризма.

Тем не менее, как заключает в своей статье Михаил Мошкин, «несмотря на то, что российский солидаризм потерпел неудачу, это не значит, что его идеи надо списать в архив. Невостребованное оружие, не пригодившееся одному, может подобрать другой».

Думается, что солидаризм в современном мире может стать тем социально-политическим языком, на котором удастся выразить глубокую религиозную идею соборности, подразумевающую обретение целостности и единства при сохранении качественных различий входящих в состав этого единого целого частей.

Обсуждение закрыто.

В х о д
X

Забыли пароль?